Проблема коррупции и борьба с ней продолжают оставаться особо актуальными как для Ярославской области, так и в целом для нашей страны. Наибольшую опасность представляет коррупция в органах государственной власти и местного управления – решение именно данной проблемы является приоритетной задачей следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (далее – следственное управление).
Организация работы следственного управления по Ярославской области в вопросах предупреждения, выявления и пресечения преступлений коррупционной направленности осуществляется путем исполнения плановых мероприятий, межведомственного взаимодействия с другими правоохранительными органами, организации текущего процессуального контроля, повышения уровня профессиональной подготовки следователей, оптимизации аналитической и методической работы.
В целях оптимизации системы сбора сведений и разрешения вопроса об изменении форм и методов работы, своевременного оказания практической и методической помощи следователям и решения иных текущих задач в аппарате следственного управления создана и работает рабочая группа по контролю и анализу следственной работы в сфере противодействия коррупции. В ее состав включены заместитель руководителя управления, руководители следственных подразделений аппарата управления, заместитель руководителя контрольно-следственного отдела.
В рамках взаимодействия с прокуратурой области, оперативными подразделениями УФСБ России по Ярославской области и УМВД России по Ярославской области происходит обмен оперативно-значимой информацией, совместные мероприятия по уголовным делам данной категории обсуждаются на оперативных межведомственных совещаниях, заседаниях координационного совещания руководителей правоохранительных органов Ярославской области, коллегиях и совещаниях следственного управления; вопросы данной сферы обсуждаются на комиссиях по координационной работе по противодействию коррупции в Ярославской области в Правительстве области.
Наиболее успешным примером взаимодействия может служить уголовное дело, возбужденное в марте 2023 года в рамках взаимодействии с оперативными подразделениями УЭБиПК УМВД России по Ярославской области выявлено и расследуется коррупционное преступление в отношении должностных лиц контролирующих органов, которые за получение взятки осуществляли сокрытие факта незаконной рубки лесных насаждений по 15 эпизодам преступной деятельности.
Следует отметить что следователями следственного управления ежегодно возбуждается более 100 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в различных сферах деятельности.
Так, за 5 месяцев 2023 года возбуждено 55 уголовных дел о преступлениях, в том числе, 15 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки), 18 уголовных дел о преступлении, предусмотренном ст. 291 УК РФ (дача взятки), 2 уголовных дела о преступлении, предусмотренном ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), 13 уголовных дел о преступлении, предусмотренном ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество), 4 уголовных дела по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп).
Если оценивать статистику, то за 5 месяцев 2023 года количество сообщений о коррупционных преступлениях остается на прежнем уровне в сравнении с 2022 годом (62 против 62), равно как и количество возбужденных уголовных дел (55 против 55), наблюдается существенный рост направленных в суд – 28 (АППГ-17), что на 11 дел больше, чем за аналогичный период прошлого года. Данные показатели свидетельствуют о повышении результативности работы следственных органов по эффективному и качественному расследованию уголовных дел данной категории.
За 5 месяцев 2023 года в суд направлено 28 (АППГ -11) уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией. Окончено производство по делу, возбужденному ранее в отношении депутата муниципалитета города Ярославля седьмого созыва по единому избирательному округу, который обвиняется в попытке дачи взятки в размере 400 тыс. руб. и получении взятки в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 4 ст. 291, ч. 6 ст. 290 УК РФ). Судом первой инстанции собранные следствием доказательства признаны достаточными, по результатам рассмотрения уголовного дела судом вынесен обвинительный приговор, виновному лицу назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии.
По всем возбужденным уголовным делам следователями принимаются меры к установлению имущества, подлежащего аресту в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного коррупционным преступлением, возможной конфискации имущества, обеспечения исполнения уголовного наказания в виде штрафа. В связи с этим, следственным управлением по уголовным делам в сфере коррупции наложен арест на имущество обвиняемых на общую сумму 131,9 млн.руб.
Следственным управлением к выявлению фактов совершения коррупционных преступлений также привлекаются представители гражданского общества. В следственном управлении действует Общественный совет, в состав которого входят представители науки, образования, адвокатуры, культуры, спорта, медицины, средств массовой информации и ветераны правоохранительных органов.
Следственное управление также использует средства массовой информации и сеть Интернет для профилактики и предупреждения коррупционных преступлений. Так, сведения о выявленных и расследованных коррупционных преступлениях освещаются на официальном сайте следственного управления и в региональных средствах массовой информации. За 5 месяцев 2023 года в средствах массовой информации отмечено 4 выступления руководства и сотрудников следственного управления о расследовании преступлений коррупционной направленности.
Действует телефон «горячей линии» «Остановим коррупцию!», позвонив на который, граждане могут оставить сообщение о совершении коррупционного правонарушения, в том числе и на условиях конфиденциальности (справочно: 45-71-93).
Полноценно противодействовать коррупции возможно только при тесном взаимодействии следственного управления с правоохранительными и контролирующими органами области по выявлению, пресечению и расследованию преступлений коррупционной направленности на территории области, с вовлечением в эту работу представителей гражданского общества, органов власти всех уровней, воспитании у граждан принципов нетерпимости к коррупционным проявлениям, постоянным информированием о негативных последствиях коррупции. Например, когда в результате преступных действий/ бездействий должностных лиц за взятку ставится под угрозу жизнь и здоровье граждан, их безопасность (при приобретении и эксплуатации некачественной медицинской техники, приобретении некачественных медицинских препаратов; необоснованном увеличении стоимости квадратного метра жилья, земельного участка, медицинской услуги или лекарства), так как взяткодатель компенсирует свои затраты на взятку(откат) из кармана потребителей. Одна из основных задач – не только выявить, пресечь, наказать за уже совершенное преступление в назидание другим, а прежде всего не допустить совершение коррупционного преступления, убедить людей, что это не допустимо, и по сути своей не выгодно никому, в том числе с учетом санкций, предусмотренных уголовным законом за совершение преступлений данной категории (до 15 лет лишения свободы со штрафом до семидесятикратной суммы взятки, с конфискацией имущества).
Чтобы была положительная динамика, снижение роста коррупционных преступлений, необходимо в каждом государственном, муниципальном учреждении, организации усилить и проводить на постоянной основе внутриведомственный контроль и профилактику коррупционных проявлений, исключить формализм при проведении данной работы, предусмотрев персональную ответственность каждого руководителя за данное направление (получил подчиненный взятку, автоматически строго наказывают (в дисциплинарном порядке непосредственного/вышестоящего руководителя, вплоть до увольнения)).
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.